2014, Vol. 11 No. 2(22)

  1. Stoev M., Kussaiynov К., Nussupbekov B.R., Khassenov A.K., Shuyushbayeva N.N., Todorov T. GREEN MOTEL COMPLEX: SOLAR ARCHITECTURE WITH INTEGRATED RENEWABLE ENERGY SYSTEMS AND ENERGY EFFICIENCY
    [article]
    Summary
    The main futures of advanced green motel complex design with low energy consumption are discussed. The solar energy audit of a local place, solar architecture design with thermal insulation, energy efficient loads, BIPV, active thermal system for water heating and smart energy management are presented. The design of active solar systems was done by Valentin Energy Software. The green motel complex is designed according the main principals of a passive solar architecture. The share of a green energy in the indoor energy mix is discussed.
  2. Sakipova S.E.1, Jakovics A.2, Gendelis S.2, Kambarova Zh.T.1, Kussaiynov Ye.K. EVELOPMENT A SAIL TYPE WIND TURBINE FOR AUTONOMOUS ENERGY SUPPLY ACCORDING CLIMATE CONDITIONS
    [article]
    Summary
    The paper discusses the problem of creating autonomous power supply system based on renewable resources according to climatic conditions. The authors studied the characteristics of climate and wind energy potential in Kazakhstan and Latvia and considered the possibilities of creation of a device to convert wind energy at low speed wind. The paper describes an experimental model of a wind turbine with flexible sails. Initial tests of a sail type wind turbine model with dynamically changeable sail shape were carried out at a wind tunnel. The dependencies of the drag force and traction force at various speeds and directions of airflow were obtained. The assessment of the prospects for use of small wind turbines for individual energy supply in both countries was considered.
  3. Malyshev V.P., Makasheva A.M. ASSOCIATES OF CLUSTERS AS UNITS OF FLUID VISCOUS FLOW
    [article]
    Summary
    The article considers a cluster-associate viscosity model based on the conception of chaotized particles. The authors have developed formulas for calculating the distribution of associates by the number of clusters included in them, by medium-integral number of clusters in the associates, by the portion of associates in the liquid. Conditions to verify the cluster-associate model of fluid viscous flow are recommended. The method of verification is based on the law of conservation and transformation of energy at a sudden stop of fluid flow with registered temperature rise due to back aggregation of clusters into associates, having been destroyed at fluid flow. Taking into account the dual effect of temperature makes it possible to describe the entire temperature range of the existence of the liquid from the melting point to the critical temperature.
  4. Agelmenev M.E., Muldakhmetov Z.M., Bratukhin S.M., Polikarpov V.V. , Irgasheva O.B., Ibrayeva A.D.RESEARCH OF THE ELECTRIC FIELD INFLUENCE ON THE PROPERTIES OF NANOCOMPOSITES WITH NEMATIC LIQUID CRYSTALS AND SINGLE-WALLED NANOTUBES
    [article]
    Summary
    The paper presents the results of the computer modeling of the behavior of nematic liquid crystals in the presence of single-walled nanotubes. It was found that the behavior of non-polar liquid crystals molecules corresponds to Fredericks transitions. It is shown that carbon nanotubes enhances the liquid crystals ordering. The inversion of influence of electric field on this process is possible by decreasing the electronegativity. The appearance of biaxial states was found.
  5. Sakipova S.E., Sakipova SH., Nussupbekov B.R., Ospanova D., Akhmerova K., Khassenov А.STRUCTURE AND PROPERTY CHANGE OF TECHNOGENIC RAW MATERIAL SAMPLES AS A RESULT OF ELECTRIC PULSE PROCESSING
    [article]
    Summary
    This paper presents the problems and prospects of application of electric pulse technology for crushing and grinding of inorganic materials. Using scanning electron microscopy, a spectral analysis of samples of technogenic raw materials from Nurkazgan field was made after mechanical grinding and after electric pulse processing. The results of X-ray spectral microanalysis, obtained by using the ZAF method, show changes in microstructure and elemental composition of the samples of industrial raw materials as a result of electric pulse processing. It was established that the technology of electric pulse crushing and grinding of inorganic materials makes it possible to obtain not only a final product with desired size of fragmented particles, but also to change their physical and chemical properties. The results of the spectral analysis show an ambiguous effect of different modes of electric pulse processing on structure and elemental composition of raw material.
  6. Zh. Zhanabaev1, 2, T.Yu. Grevtseva1, 2, A.K. Imanbayeva1, A.E. Zhanabayeva MODELING OF MORPHOLOGY OF SEMICONDUCTOR SURFACES WITH QUANTUM NANOWIRES
    [article]
    Summary
    A possibility to model morphology of surfaces of semiconductor films containing quantum-sized structures is analyzed. For this aim we use our new map for fractal evolution of measure and method for reconstruction of dynamical chaos by one-dimensional sequence of data. Intermittent distribution of concentration of current carriers typical for images of semiconductor surfaces obtained by modern methods of microscopy was obtained. Distribution of current carriers is presented in phase plane. Using of the approach give us a possibility to model semiconductor surfaces containing horizontal and vertical quantum nanowires.
  7. A.O.Saulebekov1, Zh.T.Kambarova APPLICATION MULTIPOLE APPROACH FOR SYNTHESIS OF ELECTROSTATIC FIELDS
    [article]
    Summary
    Multipole-cylindrical field for different contributions of cylindrical field and circular multipole was considered. Equipotential portraits of electrostatic hexapole-cylindrical and decapole-cylindrical fields were obtained. The shape of the deflecting outer electrode defining the spatial distribution of field for schemes of energy analyzers with hexapole-cylindrical and decapolе-cylindrical fields was determined. Schemes of mirror type energy analyzers based on electrostatic hexapole-cylindrical and decapole-cylindrical fields were proposed. Electron-optical characteristics of the proposed schemes were calculated.
  8. Aikeyeva A.A.1, Zhautikov B.A.2, Zhautikov F.B.1, Mukhtarova P.A. RESEARCH OF THE AREA OF POSSIBLE SHIFT LOADED SKIP BARYCENTRE OF ELECTROMAGNETIC LIFTING INSTALLATION
    [article]
    Summary
    The application of existing outdated, inefficient mine winders has increased the cost of minerals several times. The solution to this problem is the creation of an electromagnetic lift installation. With this setup transportation of much greater weight is possible, spending less energy resources in comparison with existing technologies. According to the objectives of creation the electromagnetic lifting installation it is necessary to carry out the analysis and reveal the most loaded periods of work of skips of mine and career electromagnetic lifting installations. While determining the constructive parameters of skips it is necessary to consider the local external forces created by reactions of electromagnetic forces of electromagnets of the directing devices.
  9. Kussaiynov K.K.1, Satybaldin A.Zh.1, Tanasheva N.K.1,Sadenova K.K.1, Rustamova L.K.1, Karagaeva M.B. MODELING OF DISPERSION PROCESS OF WATER COAL FUEL RECEIVED FROM SLIMES OF THE SHUBARKUL COAL
    [article]
    Summary
    The article is devoted to features of burning of water coal fuel of the Shubarkul coal received by electrohydropulse processing from slimes. Computer modeling of dispersion process when burning water coal fuel by means of software package of ANSYS FLUENT was made. The model of geometrical area of installation is received. The picture of a field of temperatures is given in the nozzle plane. The schedule of change of temperature of a coal particle and drop of WCF from various parameters is shown.

2014, Vol. 11 No. 2(22)

  1. Стоев М., Кусаиынов К.К.,Нусупбеков Б.Р., Хасенов А.К., Шуюшбаева Н.Н., Тодоров Т. Зеленый гостиничный комплекс: Солнечная архитектура с интегрированными системами возобновляемой энергии и энергоэффективности
    [скачать]
    Аннотация
    В данной статье обсуждаются основные перспективы дизайна передовых комплексов зеленых мотелей с низким потреблением энергии. Также представлен аудит солнечной энергий местности, дизайн солнечной архитектуры с теплоизоляцией, энергосберегающие нагрузки, строительно-интегральная фотоэлектрическая энергетика, активные тепловые сети для нагрева воды и управление смарт-энергией. Дизайн активных солнечных систем был сделан программным обеспечением Valentin Energy. Комплекс зеленых мотелей спроектирован в соответствии с основными принципами пассивной солнечной архитектуры. В статье обсуждается доля зеленой энергии во внутреннем энергетическом балансе.
  2. Сакипова С.Е., Якович А., Генделис С., Камбарова Ж.Т., Кусаиынов Е.К. Разработка ветротурбины парусного типа для автономного энергообеспечения с учетом особенностей местного климата.
    [скачать]
    Аннотация
    Обсуждается проблема создания автономной системы электроснабжения на основе возобновляемых ресурсов. Изучены характеристики климата и энергетического потенциала ветра в Казахстане и Латвии, а также возможности создания устройства для преобразования энергии ветра при низкой скорости ветра. В статье описывается экспериментальная модель ветротурбины с гибкими парусами. Первоначальные испытания модели ветротурбины парусного типа с динамически изменяемой формы лопастей проводились на аэродинамической трубе. Получены зависимости силы сопротивления и силы тяги при различных скоростях и направлениях воздушного потока. Рассмотрены перспективы использования малых ветротурбин для индивидуального энергоснабжения.
  3. Малышев В.П., Макашева А.М. Ассоциаты кластеров – единицы вязкого течения жидкости.
    [скачать]
    Аннотация
    Рассмотрена кластерно-ассоциатная модель вязкости, основанная на концепции хаотизированных частиц. Разработаны формулы для расчета распределения ассоциатов по числу входящих в них кластеров, по средне-интегральному числу кластеров в ассоциатах, по доле ассоциатов в жидкости. Рекомендованы условия для проверки кластерно-ассоциатной модели вязкого течения жидкости. Модель основана на законе сохранения и превращения энергии при резкой остановке потока жидкости с фиксацией подъема температуры за счет обратной агрегации кластеров в ассоциаты, разрушенные при движении жидкости. Учет двойного влияния температуры позволяет наиболее строго описать весь температурный интервал существования жидкости, от точки плавления до критической.
  4. Агельменев М.Е., Мулдахметов З.М., Братухин С.М., Поликарпов В.В., Иргашева О.Б., Ибраева А.Д. Исследование влияния электрического поля на свойства нанокомпозитов с участием нематических жидких кристаллов и одностенных нанотрубок
    [скачать]
    Аннотация
    В работе представлены результаты компьютерного моделирования поведения нематических жидких кристаллов в присутствии одностенных нанотрубок. Установлено, что поведение неполярной молекулы жидких кристаллов соответствует переходам Фредерикса. Показано, что углеродные нанотрубки усиливают упорядоченность жидких кристаллов. Инверсия влияния электрического поля в этом процессе возможна путем уменьшения электроотрицательности. Обнаружено появление двухосных состояний.
  5. Сакипова С.Е., Сакипова Ш.Е., Нусупбеков Б.Р., Оспанова Д.А., Ахмерова К., Хасенов АИзменение структуры и свойств образцов техногенного сырья в результате электроимпульсной обработки.
    [скачать]
    Аннотация
    Рассматриваются проблемы и перспективы применения электроимпульсной технологии для дробления и измельчения неорганических материалов. С помощью растровых микроскопов проведен спектральный анализ образцов техногенного сырья из месторождения Нурказган после механического измельчения и после электроимпульсной обработки. Результаты рентгеноспектрального микроанализа получены с использованием метода ZAF. Получены данные об изменении микроструктуры и элементного состава образцов неорганических материалов в результате электроимпульсной обработки. Установлено, что электроимпульсная технология дробления и измельчения неорганических материалов позволяет не только получить готовый продукт с заданными размерами дисперсных частиц, но и изменить его физико-химические свойства. Результаты спектрального анализа показывают неоднозначное влияние различных режимов электрической импульсной обработки на структуру и элементный состав сырья.
  6. Жанабаев З.Ж., Гревцева Т.Ю., Иманбаева А.К., Жанабаева А.ЕMоделирование полупроводниковых поверхностей, содержащих квантовые нанонити.
    [скачать]
    Аннотация
    В работе представлена возможность моделирования морфологии полупроводниковых пленок, содержащих квантово-размерные структуры. Для этой цели было использовано предложенное новое уравнение эволюции фрактальной меры, а также метод реконструкции динамического хаоса по одномерной последовательности данных. Получено перемежаемое распределение концентрации носителей заряда, характерное для изображений поверхностей полупроводниковых пленок, полученных при помощи современных методов микроскопии. Распределение носителей заряда представлено на фазовой плоскости. Применение настоящего подхода позволяет моделировать полупроводниковые поверхности, содержащие горизонтальные и вертикальные квантовые нанонити.
  7. Саулебеков А.О., Камбарова Ж.Т. Применение мультипольного подхода для синтеза электростатических полей.
    [скачать]
    Аннотация
    Рассмотрено мультипольно-цилиндрическое поле для различных вкладов цилиндрического поля и кругового мультиполя. Рассчитаны и построены эквипотенциальные портреты электростатических гексапольно-цилиндрических и декапольно-цилиндрических полей. Определена форма отклоняющего внешнего электрода, задающая пространственное распределение поля, для схем зеркальных энергоанализаторов с гексапольно-цилиндрическим и декапольно-цилиндрическим полями. Предложены конкретные схемы зеркальных энергоанализаторов на основе электростатических гексапольно-цилиндрического и декапольно-цилиндрического полей. Рассчитаны электронно-оптические характеристики предложенных схем.
  8. Айкеева А.А., Жаутиков Б.А., Жаутиков Ф.Б., Мухтарова П.А. Исследование области возможного смещения центра тяжести груженого скипа электромагнитной подъемной установки.
    [скачать]
    Аннотация
    Применение существующих морально устаревших, малоэффективных шахтных подъемных машин привело к увеличению себестоимости полезных ископаемых в несколько раз. Решением данной проблемы может создание электромагнитной подъемной установки. С ее помощью возможна транспортировка гораздо большей массы, расходуя по сравнению с существующими технологиями меньше энергетических ресурсов. В соответствии с поставленными задачами создания электромагнитной подъемной установки необходимо провести анализ и выявить наиболее загруженные периоды работы скипов шахтных и карьерных электромагнитных подъемных установок. При определении конструктивных параметров скипа необходимо учитывать локальные внешние силы, создаваемые реакциями электромагнитных сил электромагнитов направляющих устройств.
  9. Кусаиынов К.К., Сатыбалдин А.Ж., Танашева Н.K., Саденова К.К., Рустамова Л.К., Карагаева М.Б. Моделирование процесса распыления водоугольного топлива, полученного из Шубаркульского угля с помощью программы ANSYS FLUENT.
    [скачать]
    Аннотация
    Статья посвящена особенностям сжигания водоугольного топлива полученного из Шубаркульского угля. Проведено моделирование процесса распыления при сжигании водоугольного топлива. Получена модель геометрической области установки. Приведена картина поля температур в плоскости форсунки. Показан график изменения температуры угольной частицы и капли ВУТ от различных параметров.