2014, Vol. 11 No. 1(21)

  1. Stoev M., Kusaiynov K., Shuyushbaeva N.N., Turdybekov K.M., Ahmadiev B.A. THE UNIQUE BENEFITS OF ELECTRO-HYDRAULIC PULSE TECHNOLOGY OF DRILLING WELLS
    [article]
    Summary

    The aim of the study is to develop scientific and practical principles of implementation of energy saving heat pump technology for heat and cold supply to residential, public and industrial premises on the basis of alternative and renewable sources of energy. One of the effective methods to generate heat from groundwater by means of heat pump technology is the use of wells for consolidation of heat exchange elements produced by drilling. Fundamentally new innovative method of making wells is electro-hydraulic drilling. According this method an electrical energy transformed into mechanical energy of shock waves that can break up rocks directly in the bottom hole. This paper describes the results of a study of the electric hydro-pulse effect on hard and super hard rock minerals.

  2. Kussaiynov K., Tanasheva N.K., Tolynbekov A., Alpysova G.K., Tleubergenova A.Zh.THE RESEARCH OF BURNING TECHNOLOGY OF WATER COAL FUEL GOT FROM SHUBARKUL COAL
    [article]
    Summary

    Modern development of power system is characterized by the decrease of using expensive liquid fuel which is a valuable raw material for the oil refining industry and the increase of using solid fuels. Stocks of high-quality coal deposits are exhausted due to increase in a share of solid fuels. Besides, there is deterioration in a quality of solid fuels extracted by mining method. Transition to the development of powerful coal deposits mined by open way and the use of it as fuel for power plants and other fuel using devices are connected with certain difficulties. And mainly it is because of high cost and power consumption of preparation process for burning.

  3. Nasakina E.O., Kolmakov A.G., Sevostyanov M.A., Zabolotny V.T., Sergiyenko K.V. DYNAMICS OF NONLINEAR PROCESSES OF CORROSION OF NIKEL-TITANIUM AND TRANSITION OF NICKEL IONS IN BIOLOGICAL MEDIUM
    [article]
    Summary

    Research of corrosion resistance of nanostructural nickel-titanium and his biomedical composite with Ta surface layer received by a method of physical vapor deposition is conducted. Samples were placed in mediums imitating physiological liquids, with рН from 1.68 to 9.18. 3 types of nitinol samples were used: in an initial state, after thermal (annealing) and surface mechanical treatment. The greatest release of nickel ions was observed in solution with the sourest environment and samples after annealing. Release of nickel ions in solution with composite samples wasn’t observed.

  4. Ozernoy A.N., Vereshchak M.F., 1Manakova I.A, Shokanov A.K., Rusakov V.S., Kadyrzhanov K.K. RADIATION STIMULATED VIOLATIONS OF MAGNETIC ORDER IN THE Fe-Be LAYERED SYSTEM IRRADIATED BY KRYPTON IONS
    [article]
    Summary

    Studies of structural and phase state of Be-Fe-Be three-layer system were conducted using Mössbauer spectroscopy method at 57Fe nuclei after krypton ions irradiation with energy of 280 keV and subsequent isochronous annealing. Under irradiation, a local concentration of beryllium atoms was observed in the subsurface layer of the layered system samples. This concentration causes transition of a substantial part of the Fe atoms in the subsurface layer from a magnetic ordered state to the paramagnetic one. Post-radiation isochronous annealing results in almost complete recovery of pre-implantation local concentration of components and restoration of structure of the irradiated subsurface layer. Presented in the paper experimental results show that the implanted krypton has a great impact on the phase state of the layered system, and they can be useful to better understand and predict the effects of the gas discharge in neutron fields on radiation effects in structural materials of nuclear and thermonuclear facilities.

  5. Zeinidenov A.K., Ibrayev N.Kh., Mikhalovsky S.V., Aimukhanov A.K. EFFECT OF SILVER NANOPARTICLES ON GENERATION RHODAMINE 6G IN SOLUTION
    [article]
    Summary

    The influence of silver nanoparticle on the spontaneous and stimulated luminescence of rhodamine 6G molecules in aqueous solution was studied. It was determined that under laser beam excitation of the dye solution appears the stimulated luminescence which with increase in laser pumping transforms in stimulated laser emission and superluminescence. In the presence of silver nanoparticle all kinds of emission amplification and the lasing threshold contraction of both types of stimulated emission have been observed. When measuring the emission spectra of solutions for “reflection” superluminescence of rhodamine 6G was found.Dependence of the lasing intensity and the superluminescence intensity on nanoparticle silver concentration correlates with spontaneous fluorescence data.

  6. Ibrayev N.Kh., Afanassyev D.A., Ilyassov B.R. SYNTHESIS OF NANOSTRUCTURED FILMS OF ZINC OXIDE AND A STUDY OF ITS STRUCTURAL AND LUMINESCENT PROPERTIES
    [article]
    Summary

    ZnO nanorod array were synthesized on sol-gel prepared ZnO seed layer over quarts substrates by hydrothermal method. X-ray diffraction results show that nanorods are the typical hexagonal wurtzite structure without any other new phase and preferentially oriented along the c-axis perpendicular to the substrate surface. The scanning electron microscopy (SEM) of the surface of the ZnO film showed vertical ZnO nanorods with hexagonal crossection. The luminescence spectrum of ZnO nanorod array consisted of a narrow UV band and a broad band in visible region of spectrum and its temporal characteristics were measured.

  7. Kazhikenova S.Sh. THE ORETICAL EVALUATION OF PRESSURE AND VOLUMETRIC MODULES IN INORGANIC METALS SILICON, SELENIUM, TELLURIUM, GERMANIUM
    [article]
    Summary

    Based on the double-structured model of the melt with the cluster and atomic components with the involvement of the two mechanisms of thermal clusters’ decay, experimental and theoretical results on the structural states of the melts are interpreted. A possible explanation of the proposed two-structural model is in the neglect of the components of electron-ion interaction of the higher order than the second one. More over the inadequacy of pseudo-potential modification by means of the correction to the Hartee energy leads to the correct result only in the long-wave limit also. The given correlations allow us to calculate the compressibility of the melts. The theoretical calculated polyterms of the compressibility to selenium, tellurium, germanium and silicon are shown.

  8. Аikeeva А.А., Zhautikov B.А., Aydarkhanov А.М., Zhanasbayeva А.S.,Zhautikov F.B., Belgibayev А.S.MODELING ELECTROMAGNETIC SYSTEMS
    [article]
    Summary

    The article is devoted to modeling electromagnetic systems which was carried out in a package of the applied ANSYS programs. ANSYS is universal program system of finite element analysis. Modeling and analysis in some areas of the industry allows to avoid expensive and long-lived cycles of development like “projection — manufacture — tests”. The system works on the basis of geometric element. Each type of elements uses values of material properties.

  9. Amochaeva G.P., Zakiev D.M. ANALYSIS OF ELECTRICAL FILTERS IN HIGH LEVEL LANGUAGE C + +
    [article]
    Summary

    Article presents a synthesis system of active electric filters on the basis of its mathematical models provided by linear transfer functions. Each filter is implemented to operational amplifiers, resistors and capacitors. All filter elements are linear, concentrated and invariant over time.The initial data for the synthesis filters are the cut-off frequency response model of dynamic links and angles of inclination to the axis (dB / decade). Initial data for calculation of filters are the nominal values of capacitors stored in the corresponding file. The developed system has the ability to expand at the expense of updating files that contain the concepts of unit cells of active filters and nominal values of capacitors.

  10. Schrager E.R., Tanasheva N.K., Turgunov M.M., Dyusembaeva A., Kussaiynov Ye.K.THE RESEARCH OF DRAG OF TWO-BLADED WIND TURBINE IN THE OPERATING MODE
    [article]
    Summary

    The paper presents the results of experimental studies to determine the drag forces and drag coefficient of two-bladed wind turbine based on the Magnus effect with smooth rotating cylinders in the range of velocities of airflow 4 ÷ 13 m / s. Dependences of drag forces on the flow rate of two-bladed wind turbine with rotating smooth cylinder at the diameter of cylinders is 5 cm,10 cm and the length of each cylinder is 20 cm were obtained. Universal dependences of drag coefficient of two-bladed wind turbine on the Reynolds number at the diameter of cylinders is 5 cm, 10 cm and the length of each cylinder is 20 cm were investigated. The results showed that an increase in Reynolds’ number leads to a decrease in drag coefficient since drag coefficient is directly proportional to the drag force but is inversely proportional to the square value of speed.

  11. Kussaiynov K., Zhakataev T.A.ON COMPUTATION OF MAGNETIC FIELDS IN CLOSED RING CIRCUITS OF WIND ELECTRIC POWER GENERATORS
    [article]
    Summary

    The iterative model which allows on induced electro driving force (e.d.f.) is developed. Of an induction of a magnetic field can to calculate numerical values and to define a profile B(y) in in air gap of the electric car. On the basis of it is possible to calculate streams of a magnetic induction F along a ring contour on a stator. The model allows to calculate forces of mechanical coupling of a magnet (on a rotor) with a ferromagnetic material (on a stator) on the basis of calculation of ponderomotive magnetic volume induced forces. The design of the wind generator on the basis of use powerful disk magnets on the basis of an alloy iron–neodymium–boron is developed.

2014, Vol. 11 No. 1(21)

  1. Стоев М., Кусаиынов К., Шуюшбаева Н.Н, Турдыбеков К.М., Ахмадиев Б.А. Уникальные преимущества электрогидроимпульсной технологии бурения скважин.
    [скачать]
    Аннотация

    Целью исследования является разработка научно-практических основ внедрения энергосберегающих теплонасосных технологии для тепло- и хладоснабжения жилых, общественных и производственных помещений на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Теплообменник теплового насоса устанавливается в скважинах для использования тепла грунта и грунтовых вод. Широко используемый метод получения скважин, каналов – бурение. Электрогидравлическое бурение, является принципиально новым способом бурения. При этом электрическая энергия непосредственно в самом забое переходит в механическую работу и разрушает горную породу. В работе описаны результаты исследования электрогидроимпульсного воздействия на твердые и сверхтвердые горные минералы.

  2. Кусаиынов К., Танашева Н.К., Толынбеков А.Б., Алпысова Г.К., Тлеубергенова А.Ж. Исследование технологии сжигания водоугольного топлива полученного из шламов шубаркульского угля.
    [скачать]
    Аннотация

    В статье приведена технология сжигания водоугольного топлива полученного из шламов Шубаркульского угля. Изготовлена форсунка для вспрыскивания жидкого топлива с учетом аэродинамических процессов при горении водоугольного топлива. Изготовлен мини-котел для сжигания водоугольного топлива в лабораторных условиях. Проведены лабораторные исследования по сжиганию водоугольного топлива на опытной установке. Определена температурная зависимость горения ВУТ в течении времени.

  3. Насакина Е.О., Колмаков А.Г., Севостьянов М.А., Заболотный В.Т., Сергиенко К.В. Динамика нелинейных процессов коррозии никелида титана и перехода ионов никеля в биологическую среду.
    [скачать]
    Аннотация

    Проведено исследование коррозионной стойкости наноструктурированного никелида титана и его биомедицинского композита с Та поверхностным слоем, полученным методом физического осаждения в вакууме. Образцы были помещены в среды, имитирующие физиологические жидкости, с рН от 1,68 до 9,18. Было использовано 3 типа образцов нитинола: в исходном состоянии, после термической (отжиг) и поверхностной механической обработки. Наибольший выход ионов никеля наблюдался в растворе с самой кислой средой и образцами после отжига. Выхода ионов никеля в растворе с образцами композита не наблюдалось.

  4. Озерной А.Н., Верещак М.Ф., Манакова И.А., Шоканов А.К., Русаков В.С., Кадыржанов К.К. Радиационно стимулированные нарушения магнитного порядка в слоистой системе Fe-Be, облученной ионами криптона.
    [скачать]
    Аннотация

    Методом мессбауровской спектроскопии на ядрах 57Fe проведены исследования структурно-фазового состояния трехслойной системы Be-Fe-Be после облучения ионами криптона с энергией 280 кэВ и последующего изохронного отжига. При облучении в приповерхностном слое образцов слоистой системы наблюдается локальное обогащение атомами бериллия. Такое обогащение приводит к переходу существен-ной части атомов Fe в приповерхностном слое из магнито-упорядоченного в парамагнитное состояние. По-страдиационные изохронные отжиги приводят к практически полному восстановлению доимплантационной локальной концентрации компонентов и структуры облученного приповерхностного слоя. Представленные в работе экспериментальные результаты показывают, что имплантированный криптон существенным образом влияет на фазовое состояние слоистой системы, и могут быть полезными для лучшего понимания и прогнозирования влияния газовых выделений в нейтронных полях на радиационные эффекты в конструкционных материалах атомных и термоядерных установок.

  5. Зейниденов A.K., Ибраев Н.Х., Михаловски С.В., Аймуханов A.K. Влияние наночастиц серебра на генерацию родамина 6Ж в растворах.
    [скачать]
    Аннотация

    Исследовано влияние наночастиц серебра на спонтанную и вынужденную люминесценцию молекул родамина 6Ж в водных растворах. Установлено что, при лазерном фотовозбуждения раствора красителя появляется спонтанная флуоресценция, которая с ростом накачки преобразуется в вынужденное лазерное излучение и суперлюминесценцию. При добавлении наночастиц серебра в раствор родамина 6Ж наблюдается усиление всех видов люминесценции и уменьшение порога генерации обоих видов вынужденного излучения. При измерении спектров свечения растворов на «отражение» обнаружена суперлюминесценция родамина 6Ж. Зависимости интенсивности лазерной генерации и суперлюминесценции от концентрации наночастиц серебра коррелируют с данными по спонтанной флуоресценции.

  6. Ибраев Н.Х., Афанасьев Д.А., Ильясов Б.Р. Синтез наноструктурированных пленок оксида цинка и исследования его структурных и оптических свойств.
    [скачать]
    Аннотация

    Массив наностержней оксида цинка синтезированы гидротермальным методом на кварцевых подложках с затравочным слоем предварительно нанесенных золь-гель технологией. Рентгеноструктурный анализ показал, что наностержни имеют типичную вюрцитную структуру и ориентированы вдоль оси c перпендикулярно подложке. Электронная сканирующая микроскопия поверхности пленок ZnO показала вертикальные ориентированные наностержни с гексагональным поперечным сечением. Спектр люминесценции пленок ZnO содержал узкую УФ полосу и широкую полосу в видимой области спектра. Также были измерены временные характеристики люминесценции пленок ZnO.

  7. Кажикенова С.Ш. Теоретическая оценка напряжения и объемных модулей в неорганических металлах кремния, селена, теллура, германия
    [скачать]
    Аннотация

    На основе двухструктурной модели расплава с кластерной и атомарной составляющими и с привлечением двух механизмов термического распада кластеров интерпретируются экспериментальные и теоретические результаты по структурным свойствам расплавов. Возможное объяснение предлагаемой двух-структурной модели состоит в пренебрежении членами электрон-ионного взаимодействия более высокого порядка, чем второй. Кроме того, наличие неудовлетворительности модификации псевдопотенциала посредством поправки к энергии Хартри приводит к корректному результату только в длинноволновом пределе. Приведенные соотношения позволяют нам вычислить сжимаемость расплавов. Теоретически вычислены политермы сжимаемости для селена, теллура, германия и кремния.

  8. Айкеева А.А., Жаутиков Б.А.,Айдарханов А.М., Жанасбаева А.С., Жаутиков Ф.Б., Бельгибаев А.С. Моделирование электромагнитных систем.
    [скачать]
    Аннотация

    Статья посвящена моделированию электромагнитных систем,которое проводилось в пакете прикладных программ ANSYS. ANSYS — универсальная программная система конечно-элементного анализа. Моделирование и анализ в некоторых областях промышленности позволяет избежать дорогостоящих и длительных циклов разработки типа «проектирование — изготовление — испытания». Система работает на основе геометрического элемента.

  9. Амочаева Г.П., Закиев Д. М. Анализ электрических фильтров на языке высокого уровня C++
    [скачать]
    Аннотация

    В статье представлены системы синтеза активных электрических фильтров на основе их математических моделей, предоставляемых линейных передаточных функций. Каждый фильтр реализуется на операционных усилителей, резисторов и конденсаторов. Все фильтрующие элементы являются линейными, концентрируют в инвариантной на исходных данных полиэтничного для синтеза фильтров. Частотная модель отсечки ответ динамических связей и углов наклона к оси (дБ / декада). Исходные данные для расчета фильтров — номинальные значения конденсаторов, хранящихся в соответствующем файле. Разработанная система обладает способностью к расширению за счет обновления файлов, которые содержат понятия элементарных ячеек активных фильтров и номиналов конденсаторов.

  10. Шрагер Э.Р., Танашева Н.К., Тургунов М., Дюсембаева А., Кусаиынов Е.К. Исследование лобового сопротивления двухлопастного ветродвигателя в рабочем режиме.
    [скачать]
    Аннотация

    В работе приведены результаты экспериментальных исследований по определению силы лобового сопротивления и коэффициента лобового сопротивления двухлопастного ветродвигателя на основе эффекта Магнуса с гладкими вращающимися цилиндрами в диапазоне скоростей воздушного потока 4÷13 м/с. Получены зависимости сил сопротивления двухлопастного ветродвигателя с гладкими вращающимися цилиндрами от скорости потока при диаметре цилиндров 5 см, 10 см и длине каждого цилиндра 20 см. Исследованы универсальные зависимости коэффициента сопротивления двухлопастного ветродвигателя с гладкими вращающимися цилиндрами от числа Рейнольдса при диаметре цилиндра 5 см, 10 см и длине каждого цилиндра 20 см. Результаты показали, что увеличение числа Рейнольдса приводит к уменьшению коэффициента лобового сопротивления, так как коэффициент лобового сопротивления прямо пропорционален силе лобового сопротивления, однако обратно пропорционален к квадратному значению скорости.

  11. Кусаиынов К., Жакатаев Т.А. К расчету магнитных полей в замкнутых кольцевых контурах ветровых электрогенераторов.
    [скачать]
    Аннотация

    Разработана итерационная модель, которая позволяет по наведенной э.д.с. рассчитать численные значения и определить профиль индукции магнитного поля В(у) в воздушном зазоре электрической машины. Авторами установлено, что на основании этого можно рассчитать потоки магнитной индукции Ф вдоль кольцевого контура на статоре. Модель позволяет рассчитать силы механического сцепления магнита (на роторе) с ферромагнитным материалом (на статоре) на основе вычисления пондеромоторных магнитных объемных наведенных сил. Разработана конструкция ветрового генератора c использованием мощных дисковых магнитов на основе сплава неодим-железо-бор.