2013, Vol. 10 No. 2(20)

  1. N.А. Pribaturin, V.G. Meledin. . MULTIINFORMATIVE METHODS OF EXPERIMENTAL STUDY OF THE STRUCTURE AND EVOLUTION OF TWO-PHASE FLOWS.
    [article]
    Summary

    New experimental techniques based on fixation of gas-liquid interface image to control and describe 2D and 3D effects of two-phase flows are described. The developed signal processing algorithm enables to obtain extensive information about the behavior of a bubble and a liquid droplet in two-phase flows: its three-dimensional trajectory, the three component velocity fluctuations, the contour and size of the dispersed phase. Examples of using the developed technique for the study of two-phase bubble flows are provided.

  2. K.Kussaiynov, G.K.Alpysova, E.T. Tanashev, A.B.Tolynbekov, A. TleubergenovaEXPERIMENTAL STUDIES USING REAGENTS SOFTENERS FOR GETTING WATER COAL SUSPENSION FROM SHUBARKUL COAL’S SLIMES

    [article]
    Summary

    Modern development of power system is characterized by the reduction of share of an expensive liquid fuel use which is a valuable raw material for the refining industry and the increasing use of solid fuels. Stockpiles of high coal deposits are depleted due to the increase share of solid fuels. Furthermore, there is deterioration in the quality of solid fuels extracted by mining method. The transition to the development of powerful coal fields mined in the open way and its use as a fuel for power plants and other fuelusing devices are connected with certain difficulties. The main reason is high cost and power consumption of preparatory process in burning.

  3. G.M.Shaimerdenova, G.A. Bulkairova, K.K. Sadenova, M.N. Sagimbekova INVESTIGATION OF THE NATURAL MINERAL QUARTZ TREATED UNDERWATER ELECTRIC DISCHARGE


    [article]
    Summary

    Аrticle is discusses the results of studies of the electrohydraulic method of destruction of natural mineral quartz. Examined some types of quartz and its use in production. The electroimpulse technology is one of acceptable methods of crushing and milling of natural minerals. Shows the results of laboratory tests obtained with different diameters fractions. Information obtained from the milling of metallurgical silicium with help of offered technology in the future can be applied in production

  4. S.E.Sakipova, Zh.T.Kambarova, M.M.Turgunov, E.K.Kussaiynov, A.K. Kussaiynova . DEVELOPMENT OF SAIL TYPE WIND TURBINE FOR SMALL WIND SPEEDS

    [article]
    Summary

    The present article is devoted to the development and establishment of low-power multiblade wind turbines for generate electricity using blades with dynamically changeable form. The prototype of wind turbine with dynamically changeable surface shaped blades was developed. The aerodynamic characteristics of the prototypes of blades of a wind turbine with dynamically changeable form were investigated. As a result of experimental researches dependence of the aerodynamic traction force from the speed and attack angle of wind flow, the rotation frequency of the wind turbine from the flow speed were obtained.

  5. Kussaiynov K., Turgunov M.M., TanashevA N.K., Duisembaeva A.N., Kalikova A THE EFFECT OF POROSITY ON THE AERODYNAMIC CHARACTERISTICS OF A ROTATING CYLINDER


    [article]
    Summary

    The paper presents the results of experimental studies on determination of the drag and lift force of a rotating cylinder with a porous surface within the airflow velocity range from 5 to 13 m/s (Re = 40,000-105,000) at a constant rotation of the cylinder around its axis. There are also presented the results of studies of drag and lift force of a single rotating cylinder within the range of the cylinder revolutions number around its axis from 400 to 1,400 rev/min at a constant air flow rate. It is shown that the drag coefficient and the lift force coefficient depend on the Reynolds number and the cylinder revolutions number. The dependence of the coefficients of aerodynamic characteristics on the degree of porosity of the surface of the rotating cylinder is established.

  6. Y.Y.Mamyrbaeva, M.A. Hobosyan, S.E. Kumekov, K.S. Martirosyan SYNTHESIS OF NANOSTRUCTURED LiCoO2 AS CATHODE MATERIAL FOR LITHIUM-ION BATTERIES
    [article]
    Summary

    Nanostructured LiCoO2 powders were prepared by Carbon combustion synthesis of oxide method using carbon as starting materials. The thermo-gravimetric analysis was used to identify interaction features in the system LiNO3 – Co3O4 – Carbon to produce LiCoO2. X-ray diffraction showed that the as-synthesised product were single phase. The crystalline nanoparticles synthesized were nearly spherical, and their average particle diameters ranged from 60 to 200 nm. Cyclic voltammetry and charge-discharge experiments were applied to characterize the electrochemical properties of the powders as cathode materials for lithium-ion batteries. The cyclic voltammogram curves indicated faster diffusion and migration of Li+ cations in the nanostructured LiCoO2 electrode. In the first charge-discharge process, the material showed the capacity of 200 (mAh)/g.

  7. V.M. Jurov, V.Ch. Laurinas, S.A. Guchenko, O.N. Zavatskaya PHYSICAL PROPERTIES OF THE MULTIPHASE IONIC-PLASMA COATINGS


    [article]
    Summary

    The article includes the following topics: obtaining coatings in the conditions of deposition of multicomponent plasma flow and study the structure of the obtained coatings; the influence of ion and laser irradiation on the structure and properties of multiphase coatings. A direct impact on the structure and physical properties of coatings obtained by ion-plasma deposition, provide the following parameters, which are determined experimentally: the pressure of a reactive gas in the working chamber; potential basis; discharge current of the arc; the properties of the material of the cathode; the temperature of the substrate. Work is executed under the program of Ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan 055 «Scientific and/or scientific-technical activities», subprogramme 101 «Grant funding for research».

  8. Sakipova S.E., Nussupbekov B.R., Aitpaeva Z.K., Khassennov A., Ospanova D.A., Mitko Stoev. CHANGES IN PROPERTIES OF METAL-CONTAINING RAW MATERIALS AS A RESULT OF ELECTRIC PROCESSING.

    [article]
    Summary

    The article discusses the results of use of electric pulse technology for processing metal-containing raw materials. It shows the results of the analysis of the elemental composition of ore samples from Nurkazgan and Annensk deposits in Kazakhstan before and after electric pulse processing. The authors obtained data on changes in properties of the samples and on increase in weight concentration of some elements, including rare metals after the electric pulse processing. Application of electric pulse processing of metal-containing and technogenic raw materials makes it possible to obtain dispersion materials with preset parameters and it facilitates efficient extraction of valuable components. It was established that the electric pulse processing technology may be used in practice in enrichment process of metal-containing raw materials.

  9. B.A. Zhautikov, A.A. Aikeyeva, F.B. Zhautikov, P.A. Mukhtarova THE INTRODUCTION OF ENERGY-SAVING TECHNOLOGY FOR TRANSPORTING ROCK MASS BY CREATION ELECTROMAGNETIC HOISTING INSTALLATION.

    [article]
    Summary

    In light of the Strategy of Industrial and Innovation Development of Kazakhstan for 2003-2015 and the State program for accelerated industrial-innovative development of Kazakhstan for 2010 – 2014 years, which provides a course to upgrade outdated technology, machinery and equipment with the latest scientific and engineering achievements , the decision of problem of transportation of rock from the deep levels is impossible without the creation of a new mine and quarry hoisting machine for more efficient ways for lifting the rock mass.

  10. V.A.Kolesnikov, Ya.Zh.Baisagov PRINCIPLES OF INFORMATION TECHNOLOGY MEASUREMENT SYSTEM BASED ON MODERN WEIGHTY MEASURING COMPLEX


    [article]
    Summary

    Article deals with the basic principles of building information-measuring system based on the weight of the complex. Are given the comparative characteristics of weights and weight complexes. Describes the requirements for power transmission devices. We describe development of a new set of weighing and information system. Illustrates a block diagram of the system. Are given the algorithms and three-dimensional models of system components.

  11. V.A.Kolesnikov, Ya.Zh.Baisagov USE FIELD-PROGRAMMABLE GATE ARRAY FOR FORMATION OF TEST SIGNAL IMPEDANCE METER


    [article]
    Summary

    This article describes a method of generating test signals for bridge impedance meter with modern high-speed components . The article made rationale for selecting the measuring circuit. The choice of the main hardware components. Describes a method to accomplish the task with the use of a programmable logic array. In operation, is implemented the algorithm programmable logic array in the language of Verilog. There are examples of programs. The result has been designed digital test signal generator for impedance meter.

2013, Vol. 10 No. 2(20)

  1. Прибатурин Н.А., Меледин В.Г. Многоинформативные методики экспериментального изучения структуры и эволюции двухфазных течений.
    [Скачать]
    Аннотация

    Описываются новые экспериментальные методики на основе фиксации изображения межфазной границы газ-жидкость, позволяющие контролировать и описывать 2D и 3D эффекты двухфазных течений. Разработанный алгоритм обработки сигнала позволяет получать многогранную информацию о поведении пузырька и капли жидкости в двухфазных течениях: его трехмерную траекторию, пульсации трех компонент скорости, контур и объем дисперсной фазы. Приводятся примеры использования разработанной методики для исследования двухфазных пузырьковых течений.

  2. Кұсаиынов К., Алпысова Г.К., Танашев Е.Т., Толынбеков А.Б., Тлеубергенова А.Экспериментальные исследования с применением реагентов-пластификаторов для получения водоугольной суспензии из шламов Шубаркульского угля.

    [Скачать]
    Аннотация

    Современное развитие теплоэнергетики характеризуется сокращением доли использования дорогостоящего жидкого топлива, являющегося ценным сырьем для нефтеперерабатывающей промышленности, и расширением применения твердого топлива. Вследствие увеличения доли последнего истощаются запасы высококачественных угольных месторождений. Кроме того, наблюдается ухудшение качества твердого топлива, добываемого шахтным способом. Переход к разработке мощных месторождений угля, добываемого открытым способом, и использование его в качестве топлива для энергоустановок и других топливоиспользующих устройств связаны с определенными трудностями, главным образом это — высокая стоимость и энергоемкость процесса подготовки к сжиганию

  3. Шәймерденова Г.М., Бұлқайырова Г.А., Саденова К.К., Сағымбекова М.Н. Исследования природного минерала кварца обработанного подводным электрическим разрядом.

    [Скачать]
    Аннотация

    В статье рассматриваются результаты исследования электрогидравлического способа разрушения измельчения природного минерала кварца. Рассмотрены некоторые виды кварца и его использование в производстве. Показано, что электроимпульсная технология является одним из приемлемых способов дробления и измельчения природных минералов. Приведены итоги лабораторных испытаний, полученные при различных значениях диаметров фракций. Сведения, полученные при измельчении минерала кварца с помощью предлагаемой технологии, в будущем могут быть применены в производстве.

  4. Сақыпова С.Е., Қамбарова Ж.Т., Тургунов M.M., Кұсаиынов E.K., Кұсаиынова A.K. . Разработка ветротурбины парусного типа для малых скоростей ветра.

    [Скачать]
    Аннотация

    Статья посвящена разработке и созданию многолопастных ветродвигателей малой мощности для выработки электрической энергии с использованием лопастей с динамически изменяемой формой. Разработан опытный образец ветротурбины с динамически изменяемой формой поверхности лопастей. Исследованы аэродинамические характеристики опытных образцов лопастей ветротурбины с динамически изменяемой формой. В результате проведенных экспериментальных исследований получены зависимости аэродинамической силы тяги от скорости и угла атаки потока ветра, частоты вращения от скорости потока ветротурбины.

  5. Кұсаиынов К., Тургунов М.М., Танашева Н.К., Дюсембаева А.Н., Қалыкова А Влияние пористости на аэродинамические характеристики вращающегося цилиндра.

    [Скачать]
    Аннотация

    В работе приведены результаты экспериментальных исследований по определению лобового сопротивления и подъемной силы вращающегося цилиндра с пористой поверхностью в диапазоне скоростей воздушного потока 5…13 м/с (Re=40000…105000) при постоянном числе вращения цилиндра вокруг собственной оси. Так же приведены результаты исследований лобового сопротивления и подъемной силы одиночного вращающегося цилиндра в диапазоне числа оборотов цилиндра вокруг собственной оси 400…1400 обор/мин при постоянной скорости воздушного потока. Показано, что коэффициент лобового сопротивления и коэффициент подъемной силы зависят от числа Рейнольдса и от числа оборотов цилиндра. Установлена зависимость коэффициентов аэродинамических характеристик от степени пористости поверхности вращающегося цилиндра.

  6. Мамырбаева Е.Е., Хобосян М.А., Кумеков С.Е., Мартиросян К.С. Синтез наноструктурированного катодного материала LiCoO2 для литий — ионных аккумуляторов.
    [Скачать]
    Аннотация

    LiCoO2 был получен методом сжигания с использованием наночастиц углерода в качестве основного горючего. Было показано, что главный реагент синтеза углерод не входит в состав конечного продукта, а выделяется в виде газа CO2. Показано, что концентрация углерода в реакционной смеси и способность проникновение кислорода в реакционную зону, являются основными параметрами образованию слоистой структуры LiCoO2, и на размеры частиц. Синтезированные кристаллические наночастицы имели сферическую форму, и диаметр частиц составлял от 60 до 200 нм. Был проведен термогравиметрический анализ для определения особенностей в процессе синтеза с использованием следующих систем LiNO3-Co3O4 и углерод. Цель данной работы заключалась в разработке метода получения наноразмерных материалов для литий-ионных аккумуляторов с применением CCSO.

  7. Юров В.М., Лауринас В.Ч., Гученко С.А., Завацкая О.Н. Физические свойства многофазных ионно-плазменных покрытий.

    [Скачать]
    Аннотация

    В статье рассмотрены следующие вопросы: получение покрытий в условиях осаждения многокомпонентного плазменного потока и исследование структуры полученных покрытий; влияние ионного и лазерного облучения на структуру и свойства многофазных покрытий. Непосредственное влияние на структуру и физические свойства покрытий, полученных методом ионно-плазменного осаждения, оказывают следующие параметры, которые определяются нами экспериментально: давление реакционного газа в рабочей камере; потенциал основы; ток разряда дуги; свойства материала катода; температура подложки. Работа выполнена по программе МОН РК 055 «Научная и/или научно-техническая деятельность», подпрограмма 101 «Грантовое финансирование научных исследований».

  8. Сақыпова С.Е., Нүсіпбеков Б.Р., Айтпаева З.К., Хасенов А.К., Оспанова Д.А., Стоев М. Изменение свойств металлсодержащего и техногенного сырья в результате электроимпульсной обработки.

    [Скачать]
    Аннотация

    В статье рассматриваются результаты использования электроимпульсной технологии для обработки металлсодержащего сырья. Показаны результаты анализа элементного состава образцов руды Нурказганского и Анненского месторождений Казахстана до и после электроимпульсной обработки. Получены данные об изменении свойств образцов и увеличении массовой концентрации некоторых элементов, в Volume числе, и редких металлов после электроимпульсной обработки. Применение электроимпульсной обработки металлсодержащего и техногенного сырья позволяет получить дисперсные материалы с заданными параметрами и способствует эффективному извлечению ценных компонентов. Установлено, что электроимпульсная технология обработки может быть использовано на практике в процессе обогащения металлсодержащего сырья.

  9. Жаутиков Б.А., Айкеева А.А., Жаутиков Ф.Б., Мухтарова П.А. Внедрение энергосберегающей технологии транспортировки горной массы путем создания электромагнитной подъемной установки.

    [Скачать]
    Аннотация

    В свете Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы и Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, в которых предусмотрен курс на обновление устаревших технологий, техники и оборудования с учеVolume последних научных и инженерных достижений, решение проблемы транспортирования горной массы из глубоких горизонтов невозможно без создания новой шахтной и карьерной подъемной машины для более эффективного способа подъема горной массы.

  10. Колесников В.А., Байсагов Я.Ж. Технологические принципы построения информационной измерительной системы на базе современного весоизмерительного комплекса.

    [Скачать]
    Аннотация

    Статья посвящена основным принципам построения информационно-измерительной системы на базе весового комплекса. Даны сравнительные характеристики весов и весовых комплексов. Описаны требования к силопередающим устройствам. Приведены описания разработки нового весоизмерительного комплекса и информационной системы. Показана структурная схемы системы. Приведены алгоритмы работы и трёхмерные модели узлов системы.

  11. Колесников В.А., Байсагов Я.Ж. Использование программируемой логической интегральной схемы для формирования тестовых сигналов в измерителе импеданса.

    [Скачать]
    Аннотация

    В данной статье описывается способ формирования тестовых сигналов для мостового измерителя импеданса с применением современных быстродействующих компонентов. В статье производится обоснование выбора измерительной схемы, выбор основной элементной базы, описан способ реализации поставленной задачи с применением программируемой логической матрицы. В процессе работы реализован алгоритм работы программируемой логической матрицы на языке Verilog, приведены примеры программ. В результате был спроектирован цифровой генератор тестового сигнала для измерителя импеданса.