2012, Vol. 09 No. 2(18)

  1. P.V. Makarov, E.P. Evtushenko, N.A. Bektemirov SIMULATION OF ROOF CAVING IN WHILE CONDUCTING EXCAVATION MINING WORK
    [article]
    Summary

    Peculiarities of geo-environment evolution as a nonlinear dynamic system with the self-organized limiting feature are discussed. Calculations of the initial and subsequent roof cavings for different advancing rates were fulfilled. Special attention was given to the study of unsteady nonequilibrium deformation process in the roof at high face advancing rate. It is shown that other features of such systems are the existence of calm zones in the area of looming crisis and peculiarities of slow dynamics of deformed systems can be sure portents of the fact that the process of destruction epicenter formation is moving to become a superfast catastrophic evolution stage..

  2. K.Kussaiynov, M.S.Duisenbayeva, G.K.Alpysova, E.T.Tanashev, A.Tolynbekov THE INFLUENCE OF UNDERWATER SPARK DISCHARGE ON THE STRUCTURE OF SHUBARKUL COAL
    [article]
    Summary

    Nowadays petroleum is the main source of organic raw materials. Its limited world reserves and permanent increase in the cost of production due to involvement in exploitation more hard-to-reach fields stimulates the development of new technologies for chemical processing of alternative organic raw materials. Coal, world reserves of which are substantially larger than those of oil and gas, is considered in the future as one of the basic raw materials for the production of motor fuels and organic synthesis products. In this paper we propose to process Shubarkul coal using electric hydro-pulse technology. Application of electric hydraulic technique brings substantial economic benefits and contributes to significantly reduce harmful emissions into the environment or recycle harmful waste products. Study of influence of electric hydraulic effects on heterogeneous media due to rising costs for energy and mineral resources, the deterioration of the environmental situation is currently necessary and urgent.

  3. B.R. Nussupbekov, D. Zh. Karabekova, S.S. Zhargakova, A.Zh. Beisenbek NONDESTRUCTIVE TESTING FOR DIAGNOSTICS OF PIPELINES
    [article]
    Summary

    Thermal methods of nondestructive testing are widely used for the analysis of the thermal insulation of underground pipelines. In heat methadone nondestructive testing, the thermal energy is distributed in the test object. Temperature field of the object’s surface is a source of information on the characteristics of heat transfer. This article describes the modifications we have developed some of the heat flux sensors. A common element of these devices is the battery thermoelectric sensor special design, acting as a thermoelectric converter heat flow.

  4. K.Kussaiynov, S.E.Sakipova, K.M.Turdybekov, B.A.Ahmadiev, N.N.Shuyushbaeva, J.A.Kuzhuhanova ELECTRO-PULSE TECHNOLOGY OF PRODUCTION HEAT EXCHANGERS FOR EXTRACTING THE HEAT FROM THE GROUND AT SHALLOW DEPTHS
    [article]
    Summary

    The aim of the study is to develop scientific and practical bases of introducing energy-saving heat pump technology to heat and cold supply of residential, public and industrial premises on the basis of alternative and renewable energy sources. The heat exchanger of the heat pump is installed in the wells for groundwater heat. A widely used method of getting well, canals – drilling. Electro drilling, in which electrical energy is directly in the slaughter goes into mechanical work, breaking the rock, is a fundamentally new way of drilling. For its implementation are electro drills of various types and modifications.

  5. T. Neesse, J. Dueck, E. Endres, L. Jakob RECYCLING OF SILICON CARBIDE AND SILICON FROM WAFER SAWING SLURRY
    [article]
    Summary

    In the production of silicon wafers for the photovoltaic industry a wafer saw cutting process is employed to slice the mono- or polycrystalline ingots to wafers. For that, multi-wire sawing using SiC slurry is the main slicing technology in photovoltaic (PV) and semiconductor (SC) industry. The cutting process produces a large quantity of saw dust (kerf). Dependent on the wafer thickness and the diameter of the cutting wire, the amount of sawing chips yields up to 30 – 50% of the ingot weight. This residue contains mainly the abrasive SiC, the Si-abrasion and Fe with other metals coming from the saw wire in a suspension of polyethylen glycol (PEG). They thus constitutes valuable materials which are well suited to be recycled to the photovoltaic industry. A solution of the waste slurry problem is unfortunate, both from an economical and environmental point of view. This paper reports on different concepts and own experiences related to Si and SiC recycling..

  6. B.R. Nussupbekov, A.K. Khassenov, A.Zh. Beisenbek GRINDING TECHNOLOGY OF SILICON METAL
    [article]
    Summary

    In article is presented application silicon, and advantage him(it) in contrast with the other semiconductor. The aims and purposes of processing of metallurgical silicon electrohydraulic way. Proposed optimal processing parameters of the product.The Certain admixture other element in composition metallurgical silicon processed электрогидравлическим way, and got given are compared to product reduced in mechanical grinder. Processing metallurgical silicon on электрогидравлическим installation does not require the greater expenseses for reception powder silicon in necessary proportion.

  7. Medetov N.A.THE STUDY OF THE COMPOSITION OF THE NATURAL NANOSTRUCTURED MATERIAL – CHRYSOTILE ASBESTOS
    [article]
    Summary

    The article discusses the properties of the natural nanostructured material – chrysotile asbestos. The object of the research is produced at the minefield in Zhitikara, Kostanai region. Some areas for possible application of asbestos as a material consisting of nanotubes are offered. Chrysotile fiber has been tested by means of X-ray techniques, including X-ray diffraction and small-angle scattering measurement. The experiments are based on the use of X-ray multifunctional processor.

  8. M. Smirnov, N.A.Mazhenov, N. Aliouane, P. Saint – GregoireANISOTROPIC DISPLACEMENT PARAMETERS AND a-b PHASE TRANSITION IN QUARTZ-TYPE FePO4
    [article]
    Summary

    We present novel results on the mechanism of the a-b structural phase transition (STP) occurring in FePO4. High accuracy X-ray diffraction experiments followed by a structural analysis, allow to get precise information on the thermal disorder change on different atomic sites. The data are analyzed at the light of lattice dynamics simulation results. The rigid unit mode (RUM) approach of the dynamics simulation allows the understanding of the anisotropic displacement parameters (ADPs). Surprisingly, the role of critical fluctuations of the order parameter, in the sense of Landau and Lifshitz theory, appears not relevant in the case of this SPT and the understanding of the dynamics requires the knowledge and analysis of the microscopic details of the system.

  9. K. B. Kopbalina, N.A. Mazhenov EFFECT OF OXYGEN ON THE EXCITED STATE OF COMPLEX ORGANIC MOLECULES
    [article]
    Summary

    This article provides an analysis of the electronic structure of oxygen molecule. The mechanism of quenching of aromatic hydrocarbons luminescence affected by an oxygen molecule is analysed. Since the interaction of triplet oxygen with singlet organic molecules is not possible, an analysis of interaction at excited singlet states is carried out. The interaction of the oxygen molecule with complex organic molecules at excited electron states has a number of interesting effects, the reason of which is not completely clear. It is particularly important in nanostructures, when the size of the particle interaction area is comparable to the size of the reagents. The main parameters obtained by calculation, confirming the mechanism of the spin-orbital interaction are cited.

2012, Vol. 09 No. 2(18)

  1. Макаров П.В., Евтушенко Е.П., Бектемиров Н.А. Моделирование посадки кровли при ведении выемочных работ в шахте
    [скачать]
    Аннотация

    Отработана модель геосреды для горного массива, которая учитывает особенности деформации горных пород: внутреннее трение, дилатансию, накопление повреждений. Предложена методика расчета посадки кровли и катастрофических обрушений в очистных горных выработках при выемке угля. Выполнены расчеты первой и последующих посадок кровли для разных скоростей движения забоя с использованием данных шахт Кузбасса. Особое внимание уделено исследованию нестационарных неравновесных деформационных процессов в кровле при высоких скоростях движения забоя.

  2. Құсайынов Қ., Дүйсенбаева М.С., Алпысова Г.К.,Танашев Е.Т. Толынбеков А. Влияние подводного искрового разряда на структуру Шубаркульских углей.
    [скачать]
    Аннотация

    В настоящее время нефть является основным источником органического сырья, ограниченность ее мировых запасов и постоянный рост стоимости добычи вследствие вовлечения в эксплуатацию более труднодоступных месторождений стимулируют работы по созданию новых процессов химической переработки альтернативного органического сырья. Уголь, мировые запасы которого существенно выше, чем нефти и газа, рассматривается в качестве одного из основных перспективных видов сырья для производства моторных топлив и продуктов органического синтеза. В работе предлагается обработать Шубаркульский уголь с помощью электрогидроимпульсной технологии. Применение электрогидравлической обработки экономически выгодно, а также позволяет существенно снизить вредные выбросы в окружающую среду или переработать вредные отходы производства. Вследствие удорожания энергетических и минеральных ресурсов, ухудшения экологической обстановки проблема изучение влияния электрогидравлического воздействия на гетерогенные среды из водоугольных смесей на данный момент является актуальной.

  3. Нүсіпбеков Б.Р., Карабекова Д.Ж., Жаргакова С.С., Бейсенбек А.Ж. Диагностика трубопроводов неразрушающего контроля

    [скачать]
    Аннотация

    Тепловые методы неразрушающего контроля получили широкое распространение для анализа состояния тепловой изоляции подземных трубопроводов. В тепловых методах неразрушающего контроля используется тепловая энергия, распространяющая в объекте контроля. Температурное поле поверхности объекта является источником информации об особенностях процесса теплопередачи. В статье описаны разработанные нами несколько модификации датчиков теплового потока. Общим элеменVolume этих приборов является батарейный термоэлектрический датчик специальной конструкции, выполняющий роль термоэлектрического преобразователя теплового потока.

  4. Қ. Құсайынов, С.Е.Сақыпова, Б.А., Турдыбеков К.М., Ахмадиев, Н.Н.Шуюшбаева, Ж.А.Кужуханова. Электроимпульсная технология создания теплообменников для извлечения теплоты грунта на малых глубинах

    [скачать]
    Аннотация

    Целью исследования является разработка научно-практических основ внедрения энергосберегающих теплонасосных технологий для тепло- и хладоснабжения жилых, общественных и производственных поме-щений на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Теплообменник теплового насоса устанавливается в скважинах для использования тепла грунта и грунтовых вод. Широко используемый метод получения скважин, каналов – бурение. Электрогидравлическое бурение, при котором электрическая энергия непосредственно в самом забое переходит в механическую работу, разрушая горную породу, является прин-ципиально новым способом бурения. Для его осуществления предназначены электрогидравлические буры различных типов и модификаций.

  5. T. Ниссель, И. Дик, E. Эндрес, Л.ЯкобУтилизация карбида кремния и кремния из опильныхшламов.

    [скачать]
    Аннотация

    В производстве кремниевых пластин для фотоэлектрической промышленности используется процесс резки моно-или поликристаллических слитков на пластины. Для этого в фотоэлектрической (PV) и полупроводни-ковой (SC) отраслях применяются мультиканатные пилы с использованием SiC суспензии. Процесс резки производит большое количество опилок (пропил). В зависимости от толщины пластины и диаметра режущей проволоки, количество опилок распиловки дает до 30 — 50% от исходного веса слитка. Этот остаток содержит в основном абразив SiC и Fe и другие металлы, содержащиеся в проводе пилы в суспензии полиэтилен гли-коля (PEG). Они являются ценными материалами для фотоэлектрической промышленности. Решение задачи утилизации отходов являются предметом внимания, как с экономической, так и экологической точки зрения. В статье излагаются различные концепции и собственный опыт, связанный с утилизацией Si и SiC.

  6. Нүсіпбеков Б.Р., Хасенов A.K., Бейсенбек A.Ж. Технология измельчения металлургического кремния

    [скачать]
    Аннотация

    В статье представлен область применения кремния, и преимущества его по сравнению с другими полупроводниками. Изложены цели и задачи обработки металлургического кремния электрогидравлическим способом. Предложены оптимальные параметры обработки продукта. Определены примеси других элементов в составе металлургического кремния обработанного электрогидравлическим способом, и полученные данные сравнены с продуктами измельченного в механических дробилках. Обработка металлургического кремния на электрогидравлической установке не требует больших затрат для получения порошков кремния в нужных пропорциях.

  7. Медетов Н.А.Исследование состава природного наноструктурного материала — хризотилового асбеста

    [скачать]
    Аннотация

    В статье обсуждаются свойства природного наноструктурированного материала – хризотилового асбеста. Объект исследования добывается на месторождении в г.Житикара, Костанайской области. Приведены воз-можные направления использования асбеста как материала состоящего из нанотрубок. Проведены исследо-вания хризотилового волокна рентгеновскими методами, которые включают в себя рентгеновскую дифрак-цию и измерение малоуглового рассеяния. Данные эксперименты основаны на использовании многофунк-ционального рентгеновского комбайна.

  8. Смирнов М.Б., Маженов Н.А., Aliouane N., Pierre Saint – Gregoire. Анизотропные тепловые параметры и фазовый альфа — бета переход в кварцеподобном FePO4

    [скачать]
    Аннотация

    Представлены результаты исследования механизма структурного a-b фазового перехода, происходящего в кристалле FePO4. Процезионные рентгеноструктурные исследования позволили получить данные о тепловых параметрах атомов в кристалле. На основе этих микроскопических параметров были произведены расчеты динамики решетки кристалла. Исследования посвящены температурной зависимости анизотропных тепловых параметров и функции распределения вероятности нахождения атомов в кристалле FePO4. Для анализа фазового перехода в рамках феноменологической теории Ландау, Лифшица необходим микроскопический анализ параметра порядка фазового перехода.

  9. Копбалина К.Б., Маженов Н.А. Влияние кислорода на возбужденное состояние сложных органических молекул

    [скачать]
    Аннотация

    В статье приведен анализ электронной структуры молекулы кислорода . Проанализирован механизм тушения люминесценции ароматических углеводородов воздействием молекулы кислорода. Так как взаимодействия триплетного кислорода не возможно с синглетными органическими молекулами, производен анализ взаимодействия с участием, возбужденных синглетных состояний. Приведены основные параметры, полученные в результате расчета, подтверждающие механизм спин-орбитального взаимодействия.