2011, Vol. 08 No. 2(16)

  1. Z. Zh. Zhanabaev, A. A. Temirbayev, S. B. Tarasov, Y. D. Nalibayev. Experimental study of an oscillator ensemble with global and nonlinear coupling
    [article]
    Summary

    We analyze collective dynamics of a population of electronic limit-cycle oscillators with a linear or nonlinear phase shifting unit in the global feedback loop. We conduct both physical experiment and mathematical m54odeling. Besides the standard Kuramoto synchronization transition in case of linear coupling we demonstrate a transition to a self-organized quasiperiodic state, predicted in [M. Rosenblum and A. Pikovsky, Phys. Rev. Lett., 98, 064101 (2007)]. In this state frequency of oscillators differs from the frequency of the mean field and dependence of the order parameter on the coupling strength is not monotonic. We demonstrate a good correspondence between the experiment and previously developed theory.

  2. V. Romanov, A. Turmukhambetov The formation of dissipative structeres in friction.

    [article]
    Summary

    Represented the results of study of the surface wear intensity with load increasing. Given conditions for the occurrence of dissipative structures on the friction’s surface…

  3. K. S. Kakenov Theoretical and experimental researches for defining the loads during explosive burning of air-gas-dusty mixtures.
    [article]
    Summary

    The article primary results theoretical and experimental researches for defining the loads during explosive burning of air-gas-dusty mixtures. The rated equations for definition of the maximal load arising at explosion of a coal dust in industrial facility are resulted. The possibility of carrying out of analogy is marked by explosions of a coal dust and air-gas mixtures. Influence of various factors on speed propagation of a flame is analyzed at explosion. The rightness of the choosen theoretical premises was confirmed by the experimental researches.

  4. K. Kusaiynov, S. E. Sakipova, D. A. Ospanova, K. E. Ahmerova Quantum-chemical calculation of destruction of oil asphalthen structure in the process of electrohydropulse influence
    [article]
    Summary

    At the last years interest to energetically influence on material for the reason change their characteristic remains stabiles high. With calculation of the individual particularities material and with using influence choices of the it is possible to change structure in necessary direction without observable external energy expenses. As such influence, for controlling structure of material used electrohydroimpulse influences on oil. Here with effects of increase of regulate nuclear structure reaches easy…

  5. А. Zh. Satybaldin, D. A. Ospanova, K. K. Sadenova, D. A. Mamirbaev Quantum-chemical calculation of destruction of oil asphalthen structure in the process of electrohydropulse influence
    [article]
    Summary

    At the last years interest to energetically influence on material for the reason change their characteristic remains stabiles high. With calculation of the individual particularities material and with using influence choices of the it is possible to change structure in necessary direction without observable external energy expenses. As such influence, for controlling structure of material used electrohydroimpulse influences on oil. Here with effects of increase of regulate nuclear structure reaches easy…

  6. A. Yershina. Rotary-type windturbine
    [article]
    Summary

    There are a great variety of wind turbine constructions but by their principle of operation they are divided into three main types – sail (Savonius wind power unit), propeller and airfoils (Darrie wind turbine). At present, propeller-type wind-turbines are the most widely spread. They are produced on a commercial level in many countries. Other conditions being equal, the power produced by wind power unit (WPU) is proportional to the area being swept around by a wind wheel. Therefore, Megawatt propeller-type wind turbines have blades with the length of 40 and more meters. Only aircraft works with a highly-qualified personnel and corresponding equipment can produce such long blades of a specific shape. Of high interest have become airfoil wind turbines (Darrie WPU) lately. They are of a simpler construction and have a quite high wind power utilization factor ( =0.45). In spite of the fact that this is a good index of WPU efficiency, I have developed a new version of a wind turbine which allows increasing 1.3-1.6 times the value of this coefficient. This apparatus is named a Bi-Darrie unit. This paper presents the description of a Bi-Darrie unit, the principle of its operation and the possibility of increasing the wind power utilization factor. Also, the results of testing an acting laboratory model in an aerodynamic tunnel and a full-length apparatus are reported.

  7. V. V. Arkhipov, M. V. Kolt.On the application of thermodynamic methods to the analysis of quantum states
    [article]
    Summary

    The presented work is devoted to the problem of stability of quantum systems. There are investigated possibilities of the statistical entropy using as a criteria for the equilibrium. The harmonic oscillator is used as an example for classical and quantum theories. It’s shown that from thermodynamics point of view the quantum distributions are more advantageous than classical ones…

  8. A. O. Saulebekov, S.N. Assylbekova, Zh.T. Kambarova, A.K. Tussupbekova. Calculation of the charged particles trajectories in the hexapole cylindrical field.
    [article]
    Summary

    The approximate analytical method of the charged particles trajectories calculations in the hexapole cylindrical field has been described. The trajectories were determining with help of the optimally chosen power series segments superposition, the recurrent relation for the coefficients of the power series was found. It is presented detailed calculation of the charged particles trajectories for a scheme, based on the hexapole cylindrical field, which was not studied earlier. On the proposed methods the corpuscular optical schemes with the hexapole cylindrical field have been calculated. The proposed approximate analytical method allows to describe the trajectories of charged particles in these fields with high accuracy.

  9. S.S. Kassymov, G.I. Omarbekova, I.E. Suleimenov.. Description of the surface radiation of non-equilibrium media using transfer function.
    [article]
    Summary

    We performed the detailed study on the structure of 6He and 8He in different three-particle models with realistic or effective pair interactions with different forms of effective potential, taking into consideration another close channel (t+t) and polarization of an α -core and came to a conclusion that they consist of α -particle core and valent nucleons forming the skin and that the radius of the structure is equal to 0.9 fm…

  10. B. Prmantayeva, I. Tleulessova.The analysis of structure of neutron-rich nuclides of helium.
    [article]
    Summary

    We performed the detailed study on the structure of 6He and 8He in different three-particle models with realistic or effective pair interactions with different forms of effective potential, taking into consideration another close channel (t+t) and polarization of an α -core and came to a conclusion that they consist of α -particle core and valent nucleons forming the skin and that the radius of the structure is equal to 0.9 fm…

2011, Vol. 08 No. 2(16)

  1. З.Ж. Жанабаев, A.A. Темирбаев, С.Б. Тарасов, Е.Д.Налибаев. Эксперимантальное исследование ансамбля осцилляторов с глобальной и нелинейной связью
    [скачать]
    Аннотация

    Рассматривается коллективная динамика популяции радиотехнических генераторов с предельным циклом с линейной или нелинейной фазосдвигающей цепью в глобальной обратной связи. Проведен физический эксперимент, получена математическая модель системы. Кроме стандартного перехода Курамото в случае линейный связи, показан также переход в режим самоорганизованной квазипериодичности (СОК), предсказанный [M. Rosenblum and A. Pikovsky, Phys. Rev. Lett., 98, 064101 (2007)]. В этом состояний частоты всех осцилляторов отличаются от частоты среднего поля и зависимость параметра порядка от силы связи не является монотонным. Показано хорошее соответствие результатов эксперимента с ранее развитой теорией.

  2. В.Романов, А.Ж.Турмухамбетов. Образование диссипативных структур при трении
    [скачать]
    Аннотация

    Как известно, в режиме граничной смазки наблюдается линейная зависимость относительной износостойкости от нагрузки. Растворение поверхностных атомов в диссипативной структуре поверхностного слоя приводит к изменению кривой изнашивания. В статье рассмотрена практическая реализация диссипативной структуры при трении. Диссипативная структура реализуется в режиме избирательного переноса при образовании области минимальной диссипации с минимумом по износу на 2-3 порядка ниже, чем при граничной смазке при тех же параметрах нагружения. Обсуждаются три случая, когда формируется диссипативная структура, когда она образуется в узком диапазоне и когда отсутствует, несмотря на образование пленки.

  3. К. С. Какенов. Теоретические и экспериментальные исследования по определению нагрузок при взрывном горении газопылевоздушных смесей
    [скачать]
    Аннотация

    В статье приводятся основные результаты теоретических и экспериментальных исследований по определению нагрузок при взрывном горении газопылевоздушных смесей. Приведены расчетные уравнения для определения максимальной нагрузки, возникающей при взрыве угольной пыли в производственном помещении. Отмечается возможность проведения аналогии взрывами угольной пыли и газовоздушных смесей. Проанализировано влияние различных факторов на скорость распространение пламени при взрыве. Теоретические предпосылки подтверждаются данными экспериментальных исследований.

  4. К. Кусаиынов, С.Е. Сакипова, Д.А. Оспанова, К.Е. Ахмерова. Динамика электроразряда в газожидкостном потоке в каналах переменного сечения
    [скачать]
    Аннотация

    Работа посвящена экспериментальному изучению гидродинамических характеристик подводного электрического взрыва в жидкости при течении по каналам переменного сечения. Приведено краткое описание экспериментальной установки, осуществляющей подводный электрический разряд в жидкости, при течении в диффузоре или конфузоре. Показаны экспериментальные результаты для газожидкостных потоков с различной степенью газосодержания. Показано, что с увеличением степени газосодержания, амплитуда импульсного давления уменьшается по сравнению со значением в чистой воде. Уменьшение амплитуды импульсного давления в диффузоре происходит медленнее, чем в конфузоре.

  5. А.Ж. Сатыбалдин, Д.А. Оспанова, К.К. Саденова, Д.А. Мамирбаев. Квантово-химический расчет разрушения структуры нефтяного асфальтена в процессе электрогидроимпульсного воздействия
    [скачать]
    Аннотация

    В последние годы интерес к малоэнергетическим воздействиям на вещества с целью изменения их свойств остается стабильно высоким. С учетом индивидуальных особенностей вещества и при правильном выборе типа воздействия можно без больших внешних энергетических затрат изменить его структуру в нужном направлении. В качестве таких воздействий для управления структурой вещества используются электрогидроимпульсные воздействия на нефть. При этом сравнительно легко достигаются эффекты по увеличению упорядоченности надмолекулярной структуры.

  6. А.К. Ершина. Ветротурбина роторного типа
    [скачать]
    Аннотация

    Существует большое разнообразие конструкций ветровых турбин, но по принципу работы их можно разбить на три основных типа – парусные (ВЭУ Савониуса), пропеллерные и крыловые (аппарат Дарье). В настоящее время наибольшее распространение получили ветровые турбины пропеллерного типа. Они хорошо освоены производством и выпускаются во многих странах. При всех прочих равных условиях мощность, вырабатываемая ВЭУ, пропорциональна ометаемой ветроколесом площади. Поэтому мегаваттные пропеллерные ветровые турбины имеют лопасти с длиной 40 и более метров. Изготовить такие длинные специфической аэродинамической формы лопасти под силу лишь авиационному заводу с квалифицированным инженерно-техническим персоналом и соответствующим оборудованием. В последнее время интерес появился к ветровым турбинам крылового типа (ВЭУ Дарье). Конструктивно они более простые и имеют достаточно высокий коэффициент извлечения энергии ветра (x = 0,45). Несмотря на то, что это неплохой показатель эффективности работы ВЭУ, нами разработана новая версия ветротурбины, которая позволяет увеличить эффективное значение этого коэффициента в 1,3-1,6 раза. Этот аппарат назван Бидарье. В статье излагаются описание конструкции Бидарье, принцип его работы и возможность увеличить ко-эффициента использования энергии ветра. Излагаются результаты испытания действующей лабораторной модели на аэродинамической трубе и полнометражного аппарата.

  7. В.В. Архипов, М.В. Колт. О применении термодинамических методов к анализу квантовых систем
    [скачать]
    Аннотация

    Представленная работа посвящена проблеме стабильности квантовых систем. Исследуются возможности использования энтропии как критерия устойчивости. Гармонический осциллятор в классической и квантовой теориях использован в качестве примера. Показано, что с термоднамической точки зрения квантовые распределения являются более выгодными, чем классические.

  8. А.О. Саулебеков, С.Н. Асылбекова, Ж.Т. Камбарова, А.К. Тусупбекова. Расчет траекторий заряженных частиц в гексапольно-цилиндрическом поле
    [скачать]
    Аннотация

    Описан приближенно-аналитический метод расчета траекторий заряженных частиц в гексапольно-цилиндрическом поле. Определены траектории с помощью оптимально выбранной суперпозиции отрезков степенных рядов, найдено рекуррентное соотношение для коэффициентов степенных рядов. Представлен детальный расчет траекторий заряженных частиц для схемы, основанной на гексапольно-цилиндрическом поле, не изученной ранее. По представленной методике были рассчитаны конкретные корпускулярно-оптические схемы с гексапольно-цилиндрическим полем. Предлагаемый приближенно-аналитический метод позволяет с высокой точностью описывать траектории движения заряженных частиц в рассматриваемых полях.

  9. С.С. Касымов, Г.И.Омарбекова, И.Э. СулейменовОписание излучения поверхности неравновесных сред через передаточную функцию
    [скачать]
    Аннотация

    В работе обосновывается возможность применения понятий передаточных функций к описанию излучения поверхностью неравновесных сред. Термины фурье-оптики дают возможность судить о сопоставлении масштабов возмущений. Эти возмущения присущи неравновесным излучающим поверхностям. В качестве сравнения используются масштабы, характеризующие собственно элементарные излучатели. Данный вывод может быть распространен на гладкие поверхности сколь угодно сложной формы.

  10. Б.А. Прмантаева, И.К.Тлеулесова. Анализ структуры нейтроноизбыточных нуклидов гелия.
    [скачать]
    Аннотация

    Проведено детальное изучение структуры 6Не и 8Не в различных трехчастичных моделях. Учтены реалистичные и эффективные парные взаимодействия при разных формах эффективного потенциала. Также учтены другой близкий канал (t+t) и поляризация α-кора. Сделан вывод, что эти ядра состоят из α-частичного кора и валентных нуклонов, которые формируют скин. Радиус скина равен 0,9 фм.